Игорь Коновалов о неактуальных ритейл — концепциях арендаторов и азиатском опыте

Игорь Коновалов, председатель правления Группы «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» принял участие в деловой программе MALLPIC SOCHI – 2025. Он выступил на круглом столе «Маркетплейсы и ТЦ», в ходе которого обсуждались вопросы сотрудничества торговых центров, ритейла и маркетплейсов. По оценкам экспертов в перспективе ближайших лет онлайн — ритейл может занять около 35% рынка торговли.

– В офлайне такой динамики роста нет, и трафик в торговые центры падает, – прокомментировал ситуацию Игорь Коновалов. Одна из причин падения – наличие большого количества неактуальных ритейл — концепций, их устаревший дизайн и невнятный мерчендайзинг. Они не способны впечатлять и привлекать покупателей. Сегодня на первый план выходит не сам товар, а эмоции, которые покупатель получает в процессе его выбора. Новые концепции крупных российских ритейлеров во многом однообразны. Скукой и безэмоциональностью навеяны интерьеры O′STIN, FUNDAY, магазины брендов Melon Fashion Group (в частности LOVE REPUBLIC), IDOL, Charuel, SERGINNETTI, BULMER и другие. Напротив, в азиатском ритейле, в торговых центрах редко встретишь похожие друг на друга форматы магазинов, кафе и ресторанов. Они наполнены эмоциями и оригинальной айдентикой. Управляющие компании ТЦ принципиально не допускают старых или повторяющихся концептов, реновации обязательны и прописаны в договорах аренды, так как обновления дизайна и мерчендайзинга способствуют приросту трафика и выручки, а эмоции, получаемые людьми от качественных проектов, удерживают покупателей в офлайн. По моему мнению, этот рынок можно смело принять как ориентир для развития российского.

С тем, что фокус смещается в сторону Азии согласна Марина Полковникова, основатель международной компании VMC Retail. – Интенсивно анализируя в течение года азиатский рынок ритейла (с точки зрения его концепт — сторов и сетевых брендов), приходишь к выводу, что рынок очень интересен, современен, что именно он задает ключевые тренды в ритейл-дизайне. С середины 2022 года и по настоящее время идет период активной смены визуальных концепций большинства российских брендов. Мы наблюдаем одинаковость ритейлеров в галереях ТЦ. Идешь по галерее, закрываешь вывески и понимаешь, что все магазины похожи, разница только в полутонах. Проекты – клоны с одинаковыми визуальными характеристиками, одинаковой стилисткой, с одинаковыми системами мерчендайзинга. Когда российские бренды «вдохновляются» друг другом, они размывают ДНК собственного бренда! В этом главная опасность одинаковости. Конечно, для непохожести, уникальности нужны креативные идеи, безусловно, нужны бюджеты и специалисты, способные подобрать визуальный мерчендайзинг, подходящий конкретному бренду, – прокомментировала Марина Полковникова.